АРХИВ

Архив Фонда, часть которого закрыта для пользования, включает в себя обширный спектр уникальных материалов, касающихся творчества В.П. Чеботаря, его времени, его общественной деятельности периода с 1979 по конец 90-х гг., которые являются ценнейшими свидетельствами эпохи «стыка времен» – последних лет советского режима, последовавшего за ним бурного периода общественных преобразований и времени настоящего. Через единственную судьбу здесь высвечивается огромный пласт общественной, политической и культурной жизни целого общества.

Логически и событийно можно разделить материалы архива на 3 периода:

1. 1979г-1986гг. – студенческие и аспирантские годы – учеба в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Время, когда складываются и выкристаллизовываются внутренние убеждения художника, понимание им роли искусства и меры ответственности человека — за свои деяния и произведения, позиция его не только как художника и творца, но и как гражданина и человека. В архиве представлены документы, относящиеся ко времени учебы: справки, письма, заявления, а также документы, освещающие создание им своеобразной летописи истории БАМа в живописных полотнах. Материалы включают письма, телеграммы, записки, отзывы, статьи, каталоги выставок – передвижной по Сибири и ленинградской «Мы строим БАМ» в Государственном музее истории Ленинграда (1984г.), а также фотоматериалы выставок и документы на соискание премии Ленинского комсомола.

К этому же периоду относится участие в реставрации и оформлении мемориального комплекса «Брестская крепость-герой». Архив включает в себя документы, касающиеся диптиха «Память», явившегося дипломной работой В.П. Чеботаря и вошедшего в экспозицию комплекса-музея, в том числе обширную переписку с музеем, письма ветеранов Брестской крепости, каталог выставки в комплексе-музее,  фотоматериалы экспозиции.

Материалы архива свидетельствуют о зарождении и развитии темы, которая красной нитью проходит через все творчество художника – темы памяти, темы скорби о трагической разобщенности людей и последствиях этого, темы ответственности каждого человека за то, что происходит в мире, о необходимости его сопричастности ко всему и ко всем.

2. 1986-1992гг. – разрыв с Академией и официальными творческими кругами, годы мытарств, лишений и борьбы – за право голоса, за право быть честным, за свои идеалы и убеждения. А также борьбы за существование – борьбы с государственным аппаратом, ведомствами, чиновниками, с равнодушием и нежеланием услышать. Годы бесконечных  судебных разбирательств, годы тяжбы за мастерскую А.И. Куинджи. Время, в котором, как в зеркале, отразилась эпоха социальных преобразований со всей ее сложностью и неоднозначностью – свидетельство взаимовлияния и взаимоформирования – человека и общества, личности и истории.

В этот период разрабатывается теоретическое обоснование идеи «Сверхкартины» –произведения, над которым художник начал работать еще в начале 80-х гг., которому посвящал и посвящает всю свою жизнь. Воплощение в жизнь мечты – «мечты создать вещь, способную поднять истинно общечеловеческие проблемы», «картину-роман, а не картину-газету», памятник-собор, проповедующий идеалы гражданского ненасильственного мира. К этому же времени относятся попытки вовлечения народной стихии в процесс создания произведения (Манифест, обнародованный на Форуме творческих объединений 25.04.1987г., выставка фрагментов Сверхкартины в Центральном выставочном зале Манеж, получившая огромный общественный резонанс, более двух тысяч собранных в поддержку произведения подписей граждан и представителей общественных организаций Санкт-Петербурга), создание фонда «Сверхкартины», разработка его структуры, идеологии, задач.

Обширный документальный материал представлен по мастерской А.И. Куинджи по Биржевому пер., 1\10: постановления и распоряжения государственных органов, отзывы и обращения общественности, материалы судебных разбирательств, справки, записки, заключения. Документы освещают общественную и политическую жизнь времен общественных преобразований, являют собой свидетельства больших перемен, с одной стороны, и большой косности, с другой, поднимая целый пласт вопросов – не только общественных, но и философских.

 В это время художник участвует в создании общественно-политических демократических организаций «Мемориал», «Народный фронт», в молодежном движении за спасение и реставрацию памятников культуры, в демократических выборах  в Ленсовет 1-го созыва, в организации массового шествия 19.08.1991г. в Санкт-Петербурге по Невскому проспекту – акциях, которые в значительной степени определили политический портрет эпохи.

3. 1992 — конец 90-х гг. – период творчества и деятельности В.П. Чеботаря в рамках им созданного фонда. Материалы этого периода отражают активное участие в мероприятиях как городских, так и всероссийских и международных. К этому времени относятся персональные выставки фрагментов «Сверхкартины» в Государственной Третьяковской галерее, штаб-квартире движения «Демократическая Россия» в Санкт-Петербурге,

поездка в Ватикан, участие в XI Международной дантевском бьеннале в Равенне, персональная выставка в государственной Думе,

участие в конкурсе проектов памятника к 300-летию Российского флота (1-е место за проект памятника Андрею Первозванному), в конкурсе проектов, посвященных захоронению царской семьи (1-е место за скульптурную группу «Оплакивание»), в 12 международном дантевском бьеннале в Равенне (1-е место за модель памятника Данте),

вручение гран-при на фестивале «Серебряный век русской поэзии», фестивале неигрового кино «Послание к человеку», 3-ем международном конкурсе «Майя»…Среди документов – отзывы Г. Явлинского, И. Хакамады, Е. Евтушенко, С. Говорухина, принца фон Ольденбургского, переписка с королем Камбоджи Нородомом Сиануком, фотографии художника с М. Плисецкой (3-ий международный конкурс «Майя»), кардиналом Ватикана Полем Поупардом (посещение Ватикана с выставкой проекта Сверхкартины), С. Говорухиным, Е. Евтушенко, Г. Явлинским (выставка в Государственной Думе), М. Горбачевым, настоятелем Сан-Францисканского монастыря в г. Равенне Энцо Фантини,

а также с общественными культурными и политическими деятелями во время их рабочих визитов в мастерскую В.П. Чеботаря (среди них личный посланник папы Тадеуш Кондрасевич и глава Мальтийского ордена, итальянский Генеральный консул Сальваторе Пинна, Председатель Российско-Белорусского союза А.В. Воронцов, художник И. Глазунов).

В архиве собраны также статьи о творчестве В.П. Чеботаря в периодической печати с 1979г. по настоящее время.

Кроме того, архив включает в себя уникальные исторические фотоматериалы, автографы замечательных людей нашего времени, раритетные материалы, а также негатеку и закрытый раздел частной переписки В. Чеботаря

Реклама